Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Атапина И.М.

Среда, 24.04.2024, 18:35
Главная » Статьи » Мои статьи

Волонтерское движение в системе воспитательной работы

Ни для кого не секрет, что современные подростки и юноши взрослеют намного быстрее, чем в свое время  мы - их учителя. Однако, это "ускорение" часто связано не с возросшим качеством организованного воспитания, а с его стихийной стороной.

Все чаще и чаще мы слышим упрек школе в том, что воспитательная деятельность носит формальный характер, что, составляя план воспитательной работы с учащимися, классный руководитель формально походит к решению задач, в результате цели воспитания либо не достигаются, либо достигаются частично. И как следствие подростки, особенно 13-16 лет, продолжают совершать правонарушения, уровень воспитанности у школьников падает, формируются в детях не нравственные ценности, а потребительские. Чтобы изменить ситуацию и направить свою деятельность как классного руководителя на достижения конкретного результата, я решила найти такие приемы организации деятельности  детей, которые могли бы сделать их действия более целенаправленными, планомерными и результативными. Понимание того, что только в деятельности ребенок способен приобрести опыт, необходимый для усвоения им общепринятых норм или сформировать новую норму, которая помогла бы самореализоваться ребенку не в ущерб окружающим людям, привело меня к организации социального проектирования среди детей моего класса. Человек будущего, да и настоящего тоже, должен обладать способностью "разрешать проблемы”, а "при работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем…”

Так как  социализация ребенка может происходить только в случае его добровольного и посильного включения в решение проблем социума, то важнейшим в системе социального проектирования  является принцип социальной востребованности. Основными формами и методами   работы являются: коллективно-творческие дела и милосерднические акции.

В течение года  мои ученики (одиннадцатиклассники) создали два проекта «Помоги ветеранам – они живут рядом» и « Школа – интернату». Оба проекта представляли собой  развлекательные мероприятия: для  ветеранов Самарского областного пансионата ветеранов войны и труда – праздничный концерт ко Дню Победы, для воспитанников школы-интерната №9 – концертно-игровая программа, посвященная Дню защиты детей. 

Готовя проекты, я заметила, что по большому счету мои ребята получали моральное удовлетворение от того, что доставляли радость окружающим, причем делали это добровольно, по собственной инициативе. Тогда у меня впервые появилась идея о включении учащихся в волонтерское  (добровольческое) движение, которое как раз набирало обороты в Самарской области, и о котором я узнавала от своих выпускников – теперь уже студентов.

Что же такое «волонтерство»?  Во-первых, волонтер – это человек, действующий по доброй воле, а не из материального или финансового интереса или под воздействием внешнего социального, экономического или политического давления. Деятельность волонтера направлена на принесение пользы самым нуждающимся людям и обществу.

Слово волонтер произошло от французского volontaire, которое в свою очередь произошло от латинского voluntarius, и в дословном переводе означает «доброволец», «желающий». В 18-19 веках волонтерами назывались люди, добровольно поступившие на военную службу. Но волонтерство как  социальное служение почти столь же древнее понятие, как и понятие "социум”. В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться и жить.

История волонтерского движения в России отличается от зарубежной. В Советском союзе волонтерами считались люди, которые ездили работать на целину или БАМ, но они получали за свою работу зарплату, которой государство компенсировало тяжелые условия жизни. Но во многом добровольная работа, заключающаяся в  уборках урожая, работе на субботниках и пр., была связана с обязанностью и общественным принуждением. Не существовало никакого закона о добровольческом труде.

Но современное понятие волонтерства в России начало формироваться в 90-е годы, одновременно с зарождением различных некоммерческих, общественных и благотворительных организаций, которые занялись просветительской деятельностью, созданием условий для добровольцев и благотворительностью как таковой.

Деятельность волонтерских организаций регулируется Федеральными законами, среди которых есть закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (7 июля 1995 г.), дающий юридическое определение волонтера: "Волонтеры - граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации”. Волонтерство является показателем уровня гражданской активности, установки на общественную деятельность и уровня развития демократии в стране. На сегодняшний день добровольческое движение наиболее распространено в США. Оказание безвозмездной помощи другим считается абсолютно нормальным явлением в Америке и Европейских странах. К сожалению, из-за многих социальных стереотипов волонтёрская деятельность в России плохо приживается и не пользуется одобрением большинства населения. В задачи современных общественных и благотворительных организаций входит популяризация волонтерства, пропаганда идей добровольчества и создание позитивного имиджа волонтера.

Основные принципы волонтерской деятельности:

- желание помогать людям добровольно.

- наличие желания делиться своим опытом.

- желание учиться самому.

- солидарность с принципами и целями организации.

- добросовестность.

- законность (деятельность волонтера не должна противоречить законодательству РФ).

Кто может стать волонтером? Волонтером может быть каждый – независимо от возраста, образования, материального статуса и т.п. Волонтерство - это возможность поделиться своими знаниями и опытом, или полностью отвлечься от работы и развивать свои интересы. Поэтому у любого человека есть причины для занятия этим благородным делом. Волонтер - это человек, который бесплатно помогает некоммерческой организации. Бесплатно - не значит даром. В ответ он получает новую профессию или избавление от одиночества, или чувство нужности кому-то. Занятие волонтерской деятельностью формирует восприимчивость на нужды другого человека и создает основу для выбора: больше иметь или лучше быть.

В этом учебном году – я классный руководитель девятого класса. Проработав с ними год, я заметила, что в классе есть группа социально активных ребят, готовых помогать  по первому зову. Во время планирования работы на год именно этими ребятами предлагались мероприятия волонтерской направленности. Зная, что в городе есть ряд молодежных организаций, занимающихся этой проблемой, я связалась с одной из них – Самарской молодежной общественной организацией «Центр поддержки молодежных демократических инициатив» (http://www.centrmol.ru ). В октябре стартовал конкурс «Я СОЗиДАЮ», организованный данной организацией, в которую с удовольствием включились мои ребята, создав группу «Эхо сердец».

Проект длился целый год. За год ребята сделали очень много добрых дел – проектов: организация веселых перемен для младших школьников, акция «Скажи маме  спасибо» ко Дню матери, акция «Не смейте забывать стариков», акция по очистке территории т/б «Дубки» «Защити природу». По итогам конкурса у ребят почетное четвертое место и огромный багаж опыта.

Каждая акция была неповторима. Акции «Скажи маме  спасибо» ко Дню матери, и «Не смейте забывать стариков» проводились для жителей Промышленного района г.о. Самара. Целью акций было привлечение вниманий к проблемам старшего поколения со стороны родных и близких, а также живущих с ними по соседству. Ребята заготовили флаеры, на которых обращались к жителям с напоминанием о том, как важно делать добро и заботиться об окружающих.  Ребята помогали одиноким пенсионерам, подготовили для них небольшой концерт. О маме был снят социальный видеоролик, который размещен в сети Internet ссылка на ролик и показан для учащихся и родителей.

Самой крупной акцией стал экологический десант на т/б «Дубки», очистка территории для проведения праздника «Папа, мама, я дружная семья». Для ее участия ребята участвовали в конкурсе на получение гранта, организованным Региональным благотворительным фондом  Самарская губерния (на приобретение инструментов). Проведена акция по привлечению жителей микрорайона на субботник и проведен субботник. Для шестиклассников и их родителей проведен игровой тренинг на взаимодействие «веревочный курс».

Конечно, в первый год не удалось привлечь всех ребят в волонтерское движение, мы делаем только первые шаги в этом направлении.

 Для подготовки любых волонтерских акций  используются элементы технологии социального проектирования и КТД:

- проведение подготовительных («нацеливающих») мероприятий, позволяющих увидеть проблему (показ фильма, беседа, экскурсия, поход, встреча с интересными людьми и др.);

- изучение социальной ситуации, выявление проблемного поля в социуме;

- выявление причин данной социальной проблемы;

- создание группы учащихся для организации дел, позволяющих решить данную проблему;

-  сформулировать перечень конкретных задач, решение которых приведет к достижению поставленной цели;

- составить план реализации проекта, определить точный график выполнения плана, утвердить список ответственных за реализацию каждого пункта плана, спланировать перечень необходимых ресурсов и источников их получения;

- распределить обязанности членов группы с подробным описанием;

- определить материальные затраты проекта;

- для создания благоприятной среды для реализации проекта необходимо понимание общественностью и соответствующими органами сути предлагаемого проекта, т.е. необходимо создать положительное общественное мнение (листовки, визитки, размещение информации на сайте школы и в социальных сетях и т.п.);

- в случае, если требуются материальные затраты, то занимаемся поиском делового партнера;

- точное выполнение мероприятий плана;

- сбор и анализ информации о тех социальных изменениях, которые произошли в результате реализации проекта и если необходимо сделать корректировку мероприятий;

- каждый пункт плана, выполняемый детьми необходимо контролировать, анализировать, и при необходимости вносить изменения;

- после проведения волонтерской акции необходимо проводить оценку деятельности каждого члена коллектива и обязательно поощрять ребят, говорить им о том, что они делают очень важные дела на благо общества:

- по завершении акции необходимо поделиться с окружающими  с целью привлечения к следующей акции большего количества учащихся класса и школы в целом (выпуск газеты, размещение информации на сайте и в социальных сетях). Для этого ребята создали свой сайт echo-heart.ucoz.com и размещали на нем всю необходимую информацию об акциях,  фотографии.

В конце учебного года группа «Эхо сердец» была приглашена  на первую городскую молодежную игру «Надо Самаре («НАши ДОбровольцы Самаре!»)», целью которой был поиск  ответов на вопросы, предложенные различными общественными организациями города и планирование дальнейшего сотрудничества с ними. Ребята нашли новые адреса для применения своих сил и внесли предложения по ряду вопросов.

Волонтерская деятельность обширна. Сюда входят сбор вещей для детей, организация досуга и многое другое. Кроме этого, волонтеры помогают многодетным семьям и семьям, попавшим в тяжелые жизненные условия. Помогают нуждающимся людям решить социальные проблемы. Оказывают активную помощь людям-инвалидам.

Волонтерские движения основываются на дружеских отношениях и на взаимной выручке. Именно поэтому человек, ставший волонтером, становится участником удивительных человеческих взаимоотношений. Мы делаем общее дело!

Волонтерство – это работа, которая не нуждается в оплате, потому что она сама является наградой. Ведь не получать денег — не значит не получать ничего.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Irina (11.07.2011)
Просмотров: 5979 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: